Выставка в Третьяковской галерее посвящена коллекционеру Ларионову и продлиться до 20 января 2019 года | AN

В Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы 39–42) открылась масштабная ретроспективная выставка Михаила Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера. На выставке — около 500 экспонатов. Это живопись, графика, фотографии, архивные документы, театральные работы из 30 российских и зарубежных собраний, книги из коллекций Ларионова, а также частных коллекций.

Выставка в Новой Третьяковке представит около 500 экспонатов Михаила Ларионова

На выставке, которая открылась в Новой Третьяковке на Крымском валу 19 сентября 2018 по 20 января 2019 года, представлено около 500 экспонатов, которые проиллюстрируют все основные направления творчества художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.

Художник необыкновенно широкого диапазона, блестящий, всегда неожиданный живописец, изысканный график, изобретательный театральный декоратор, книжный иллюстратор, стоявший у истоков футуристической книги, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер — все это Михаил Ларионов, человек-оркестр, который интересовался в художественной сфере буквально всем.

Задача выставки — представить эту уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.

Последняя выставка Михаила Ларионова в нашей стране была организована А. К. Ларионовой-Томилиной 38 лет назад, в 1980 году, в Государственном Русском музее, а затем — в Третьяковской галерее. Настоящая выставка восстанавливает историческую справедливость и отдает дань памяти и благодарности одному из главных русских художников прошлого века, мечтавшему, чтобы его произведения вернулись на родину и стали доступны публике.

В Третьяковке на выставке будут представлены  основные направления Ларионова коллекционера

Это редкая возможность увидеть произведения художника, которые никогда не выставлялись в России.

Раздел русского периода деятельности художника на выставке в Третьяковке будет демонстрировать в основном живописные произведения. Среди них — хрестоматийно известные картины: работа «Сад» (середина 1900-х, ГРМ), включенная Сергеем Дягилевым в экспозицию знаменитой выставки Русского искусства 1906 в Париже; произведения «Солдатской серии» 1910-х и хранящиеся в различных российских музеях знаменитые «Венеры» (1911−1912), впервые собранные вместе работы из серии «Времена года» (1912, «Зима» и «Осень» — ГТГ,«Весна» — из Центра Помпиду).

Читайте также:  ☼Кубок мира по биатлону 3 этап - расписание, последние новости | AN

Также будут представлены никогда не экспонировавшиеся в России произведения — лучистские холст «Ноктюрн» (1913−1914) из собрания галереи Тейт и «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига.

«Это художник, который дает такую радость, такое наслаждение, что мы не просто приглашаем, мы зовем всех, кто хочет узнать, что такое русское искусство в своих самых тонких, самых лучших проявлениях. Насколько оно может быть светлым, радостным, оригинальным и богатым», — призналась куратор Ирина Вакар.

Будут представлены на выставке основные направления его собирательной деятельности: русский и восточный лубок, детский рисунок, комплекс материалов, связанный с работой над книгой по истории балета, уникальные фотографии дягилевских спектаклей, выступлений Русского балета в Монте-Карло.

Михаил Ларионов оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века

Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, Михаил Ларионов с самого начала своей деятельности оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века. Произведения мастера в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда; по сути, Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства. Третьяковская галерея собрала на выставке произведения художника как из российских собраний (Государственного Русского музея, художественных музеев Рязани, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Уфы, Краснодара, Казани), так и из зарубежных музеев — Центра Помпиду, Музея Людвига, Галереи Тейт.

Ларионов — один из основателей общества «Бубновый валет», вокруг которого сплотился весь цвет русского авангарда: Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков, Александр Куприн, Аристарх Лентулов… Всю прелесть искусства, далекого от традиционализма, дающего возможность полного самовыражения, вслед за мужем «распробовала» и его жена, художница Наталья Гончарова. Горячая натура художника, новые идеи, эмоции, которые «по-новому строили глаз зрителя», увлекали Гончарову, дарили свободу ее личным творческим амбициям и видению.

Историю любви двух выдающихся деятелей русского авангарда читайте в нашем материале «История любви в картинах: Михаил Ларионов и Наталья Гончарова».

Ларионов виток за витком выходил на новые уровни манифестации передовых направлений искусства. «Лучизм» — изображение предметного мира при помощи цвета и света, которые излучают предметы и живые существа — стал одной из наиболее популярных теорий, которую Ларионов не только придумал, но и показал зрителям.

Читайте также:  ☼Чиновник уволился из-за скандала со стадионом «Машиностроитель» | AN

Раздел французского периода творчества мастера составит не только живопись, но и значительный корпус графических произведений Ларионова, многие из которых впервые предстанут перед публикой.