☼Правила преподобного Феодора Студита гласят о поведении во время господства ереси | AN

Феодор Студит — преподобный игумен и великий исповедник Христов. Жил он в первом тысячелетии с 759 года по 826. В те времена христианство пресекалось и за верующими людьми устраивали гонения. В годы жития Феодора Студита проходили гонения двух ересей, то есть в два этапа, и последняя отличалась особой жестокостью. В истории она сохранилась, как иконоборческая, которую в 787 году осудил Вселенский Собор.

Преподобный Феодор был одним из самых видных борцов против этой ереси. За его противостояния он еще больше подвергался опасности. Его сажали в темницы, отправляли в ссылки и устраивали над ним пытки до кровопролития. Чтобы оберечь других христиан от подобного участия, Феодот писал письма, в которых излагал правила поведения во время господства ереси.

Правила поведения во время господства ереси Феодора Студита имеют 5 частей

Остававшийся верным Господу, Феодор Студит всеми силами защищал христианство. Он писал письма с правилами поведения во время господства ереси и распространял их везде, куда добирался указ императора об уничтожении верующих.

Правила поведения условно разделяют на 5 частей, которые содержат в себе несколько пунктов:

  • исследование;
  • общение с ересью;
  • формы общения с ересью;
  • врачевание уклонившихся в общение с еретиками, в случае их возвращения к православию чрез покаяние;
  • исповедничество и мученичество за Христа.

Правила поведения во время господства ереси Феодора Студита содержат 22 пункта

  • Ни с кем нельзя входить в духовное общение без предварительного исследования, что за человек, с которым мы имеем дело. Но особенно это важно по отношению лиц духовных.
  • Всякое общение с ересью и еретиками запрещено каноническими правилами Церкви. Согласно с этим учат все святые Отцы и, в частности, преподобный Феодор Студит.
  • Храмы еретические. Входить в храмы, занимаемые еретиками, воспрещается. Об этом многократно говорит святой исповедник.
  • Мощи святых. Запрещается входить в усыпальницы еретиков и молиться, и поклоняться им, если они заняты нечестивыми священниками.
  • Поминовение умерших в ереси. Если кто-либо умер в общении с ересью, то поминать его молитвенно нельзя.
  • Священство еретическое. Кто принимает священство у еретиков, тот не имеет сана.
  • Ересь ныне господствующая.
  • Причащение. У еретиков оно не освящает, а оскверняет. Оно не духовная божественная пища, а яд духовный. Так говорит преподобный Студит. Причащение православное в условиях господства ереси и гонения.
  • Крещение. Одно несомненно ясно, что крестить у еретиков нельзя, несмотря ни на какие затруднения. Преподобный отец указывает несколько решений.
  • Монашество. Преподобный Феодор Студит рассматривает некоторые случаи, возможные при господстве ереси. Может случиться, что кто-либо примет постриг от неистинного священника, уклонившегося в общение с ересью.
  • Благословение. Нельзя просить и принимать благословения у еретиков и неизвестных. “Следует ли приходящего к нам авву, прежде дознания, называть святым отцом и испрашивать от него молитвы? Так как теперь время ереси, то без дознания не должны говорить: “Благословите, святые”, не испрашивать от него молитвы, но общее приветствие не запрещается, по правилам святого Василия Великого”.
  • Приветствие. Какое приветствие допустимо и какое не допустимо по отношению к еретикам, можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать? “Нет, как говорит Василий Великий, Господь запретил (делать им) общее приветствие: случайно может быть, но с любовью и дружбою, этого надобно избегать, дабы и здесь исполнилось: радоваться нечестивым не говорите».
  • Приношение от еретиков и еретикам. Нельзя принимать подарки и приношение от еретиков. Как нельзя и им дарить или делать приношения.
  • Трапеза. Общение с ересью совершается и чрез общую трапезу с еретиками и даже не только за общим столом, но и вообще, чрез поданную ими пищу или питье.
  • Подписка. Общение с ересью совершается и чрез нечестивую подписку, которую берут еретики у православных. Такая подписка – измена и предательство истины, отречение от Христа.
  • Епитимия за уклонение в господствующую ересь. Общение с ересью – общение против Христа, кто имел такое общение никак не может иметь общение со Христом, если не принесет покаяние, которое должно выражаться для каждого клирика запрещением священнослужения.
  • Особо строгий случай принятия из ереси. Преподобный Феодор Студит дает ясно понять, что необходимо делать различие между теми, отпавшими от православия и принявшими общение с господствующей ересью, и теми, которые и не были православными. Первые по страху или иному поводу оказались в общении с ересью, а вторые – по убеждению. Первых нельзя отождествлять со вторыми. Для принятия вторых на совсем иные условия и иная епитимия покаяния.
  • Правило об отлучении до собора узаконено общим решением святых исповедников веры Христовой. Строгое правило, согласно которому любой священнослужитель, вошедший в общение с господствующей ересью, запрещается в священнослужении до созыва собора, восстанавливающего православие, это правило принято во время преподобного Феодора Студита общим согласием святых исповедников непоколебимой веры Христовой.
  • Послабление епитимии.
  • Если возможны исключения и послабления.
  • Бегство – законно, обман – недопустим.
  • Вера в Бога и мужественное исповедничество неразлучны.
  • Прочитали? Поддержите наш сайт http://airnavigation.ru/ — поделитесь новостью в соц.сетях! Спасибо!

    источник triboona.ru

    Читайте также:  ☼Стало известно имя нового кроссовера Skoda - Kosmiq | AN